Настоящий февральский мороз и яркое зимнее солнце – чудесный день не только для наслаждения красотами русской природы, но и для серьезных представительных дискуссий по вопросам науки и техники. Тем более, если и то, и другое можно органично совместить в уютном подмосковном пансионате «Звенигородский», где с 6 по 10 февраля проходит традиционная конференция по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу.

Настоящий февральский мороз и яркое зимнее солнце – чудесный день не только для наслаждения красотами русской природы, но и для серьезных представительных дискуссий по вопросам науки и техники. Тем более, если и то, и другое можно органично совместить в уютном подмосковном пансионате «Звенигородский», где с 6 по 10 февраля проходит традиционная конференция по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу. Как обычно, на представительный научный форум собрались ведущие российские специалисты в этой области науки и западные исследователи, чтобы поделиться опытом и последними достижениями.

Разумеется, одной из важнейших тем для обсуждения на конференции стал Проект ИТЭР и прогресс в его реализации. Одним из первых слушался доклад А.В. Красильникова, директора Частного учреждения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «Проектный центр ИТЭР» – Агентства ИТЭР Российской Федерации, по последним результатам реализации Проекта в России. Далее, на секции, посвященной Проекту, свои доклады представили сотрудники агентства ИТЭР РФ, а также сотрудники предприятий и научных центров, участвующих в реализации российского вклада в Проект. Доклады были посвящены прогрессу, достигнутому отечественными специалистами по различным системам будущей установки, входящим в обязательства Российской Федерации. А прогресс достигнут немалый. В частности, по изготовлению диагностических систем для ИТЭР (Россия производит их девять). Александр Звонков, сотрудник «ИТЭР-Центра», ответственный за российские поставки диагностик, отмечает, что «работа по диагностикам ведется очень активно. Уже подписано первое Соглашение с Международной организацией ИТЭР, по рефлектометрии. На подходе другие системы. Работа идет, рассчитываем все обязательства выполнить в срок». По другим российским поставкам также наблюдается положительная динамика.

Замечательная особенность подобного рода научных встреч заключается в концентрации в одной географической точке ведущих ученых, без которых нынешнее научно-технологическое развитие было бы невозможно. Трудно не воспользоваться шансом пообщаться с теми, кто начинал термоядерные исследования еще в середине прошлого века и, соответственно, способствовал их развитию на современном уровне. Например, Юрий Николаевич Днестровский занимается вопросами физики плазмы с 1958 года. Простая арифметика подсказывает, что Юрий Николаевич, ныне сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», в плазменной науке  54 года – целая жизнь. Годы – как раз то, что несколько беспокоит ученого при разговоре об ИТЭР: «Если принять, что ИТЭР будет пущен в 2020 году, тогда получится, что процесс проектирования и строительства установки займет около 30 лет. Это активный цикл жизни человека. Конечно, это объясняется огромной физической и еще большей технологической сложностью установки. Но, вне всякого сомнения, ИТЭР – совершенно необходимый этап на пути овладения промышленными термоядерными технологиями». Виктор Лаврентьевич Вдовин, приступивший к термоядерным исследованиям в том же году и также курчатовец, тоже, признавая все сложности, с которыми сталкивается международное сообщество при реализации Проекта ИТЭР, выражает уверенность, что «ИТЭР, конечно же, построен будет». «Главное, – продолжает Виктор Лаврентьевич, – чтобы наша, российская ученая молодёжь получила возможность работать на этой установке. В этом весь смысл».

Оптимистично настроен по отношению к Проекту и Джеф Онгена, Лаборатория физики плазмы, Брюссель. «Никаких сомнений в том, что ИТЭР будет построен и выполнит свои функции», – говорит бельгийский ученый. «Конечно, многие противники Проекта твердят о его длительности и особенно – о неоправданной, по их мнению, стоимости. На это необходимо ответить просто: стоимость сооружения ИТЭР – ничто по сравнению с теми огромными средствами, которые тратятся сейчас на удовлетворение энергетических потребностей человечества при помощи традиционных средств. Конечно, трудности есть. Но это нормально! Без них не обходится ни один проект такого масштаба».

Николай Григорьевич Ковальский, пришел в плазменные исследования в год знаменитого доклада Курчатова в Харуэлле – в 1956 году. Сейчас Николай Григорьевич трудится в ГНЦ РФ ТРИНИТИ, г. Троицк, где, кстати, производятся три из девяти российских диагностики. По мнению ветерана термоядерных исследований, история которых проходила при его непосредственном участии практически от самых ее истоков, «ИТЭР – обязательный этап по многим направлениям. На нем будут проведены исследования инженерного плана. Все это даст уверенность в том, что термоядерная энергетика в промышленных масштабах возможна, а это в свою очередь привлечет инвесторов».

Во второй день работы конференции параллельно ей состоялось совещание руководителей работ ведущих научно-исследовательских институтов (ФГУП «НИИЭФА», ОАО «НИКИЭТ», ОАО «ВНИИНМ», ГНЦ РФ ТРИНИТИ), вовлечённых в разработку, исследования и изготовление компонентов первой стенки и дивертора ИТЭР. На совещании обсуждались текущие научно-технологические вопросы выполнения российских обязательств по изготовлению и поставке компонентов ИТЭР.