22 декабря 2011 г. по случаю подписания Соглашения об изготовлении и поставке рефлектометрической диагностической системы между Частным учреждением «ИТЭР-Центр» – российским агентством ИТЭР – и Международной организацией ИТЭР экспресс-интервью Агентству дал В.А. Вершков, руководитель работ по созданию системы.

22 декабря 2011 г. по случаю подписания Соглашения об изготовлении и поставке рефлектометрической диагностической системы между Частным учреждением «ИТЭР-Центр» – российским агентством ИТЭР – и Международной организацией ИТЭР экспресс-интервью Агентству дал В.А. Вершков, руководитель работ по созданию системы.

ИТЭР-Центр (ИЦ): Владимир Александрович, сегодня (22.12.2011 г.) было подписано Соглашение по разрабатываемой Вами системе. Как Вы оцениваете это событие?

Владимир Вершков (ВВ): Подписанное Соглашение – это составная часть общего Соглашения о разработке и поставке в Международную организацию ИТЭР российского диагностического оборудования. Лишь составная часть. Но важность для нас в том, что это первая диагностическая система, по которой мы заключили Соглашение. До этого мы прошли CDR (Conceptual Design Review – Защита концептуального проекта, прим. ред.) и подготовили все необходимые документы.

ИЦ: Давно ли Вы заняты разработкой этой системы?

 

ВВ: На самом деле, не так уж и давно. Прототип рефлектометрии мы стали применять на токамаке Т-10 только в 2005 году. Относительно недавно. Но дело в том, что необходимость применения такой системы на будущей установке ИТЭР ученые обосновали гораздо раньше.

ИЦ: Уточните, пожалуйста, почему. Чем так ценна рефлектометрия?

ВВ: Расчеты показали, что наша система способна делать то, чего не могут другие диагностики. Она позволяет на доступном диапазоне частот проникать в центр плазмы, даже при плоском профиле ее плотности. Это наше большое преимущество. Такие же возможности есть и у рефлектометрии со стороны слабого поля, которую развивают американцы. Однако у них имеются большие технические и физические проблемы.

ИЦ: Наши американские коллеги разрабатывают ту же систему?

ВВ: Не совсем. В 1990-х Курчатовский институт отвечал за создание всей рефлектометрии. Потом ее было решено разделить на внешнюю, за которую взялись США, и внутреннюю, которая осталась у нас.

ИЦ: Неужели Вы не сталкиваетесь ни с какими проблемами при создании системы?

ВВ: Трудности, конечно, есть. Прежде всего, технические. Например, как завести мощное СВЧ излучение внутрь вакуумных конструкций будущей установки. Для этого нужна сложная система волноводов. Второе – как правильно расположить антенны. То есть, трудности есть, но мы над ними работаем сейчас.

ИЦ: Но в целом Вы оптимистично настроены относительно будущего результата?

ВВ: Конечно, оптимистично! Да у нас и выбора другого нет – к 2016 году мы должны полностью закончить все работы, провести необходимые испытания. Понимаете, потребность ИТЭРа в нашей рефлектометрии очень велика. Это крайне перспективная диагностика. Ее элементы в основном металлические, хорошо выдерживают нейтронные потоки. Длины волн находятся в миллиметровом диапазоне, поэтому волны не так чувствительны к напылению на элементах конструкций. Вакуумное окно расположено далеко от нейтронных потоков. По этим и другим причинам диагностика очень информативна, полезна при изучении параметров плазмы. Так что обязательно должны сделать!

ИЦ: Владимир Александрович, большое спасибо за Ваше время, желаем успехов.